Пежо боксер 2.2 дизель сажевый фильтр
Лёгкое дыханье: зачем и как удалять сажевый фильтр
Каждый фильтр имеет неприятную особенность со временем засоряться. В автомобиле есть несколько фильтров: воздушный фильтр, один или два топливных фильтра, все чаще салонный фильтр и иногда сажевый фильтр. Очевидно, что при засорении салонного фильтра не происходит ничего плохого, а некоторые даже считают это скучной и ненужной деталью. Засорившиеся топливные и воздушные фильтры обычно заменяются. В противном случае автомобиль не будет работать должным образом. Что касается сажевого фильтра, то вам не повезло. В большинстве случаев фильтр удаляется. Сегодня мы обсудим, как правильно это делать, чтобы избежать повреждения дизельного двигателя и сгорания автомобиля.
Что такое сажевый фильтр дизельного двигателя? Как это работает?
Собственно, все понятно из названия этого устройства. Это просто фильтр, который задерживает сажу. Он был придуман из экологических соображений и поэтому изначально противоречит интересам водителя. Однако было бы глупо утверждать, что он абсолютно бесполезен. Это точно не так. Если вы окажетесь в новом дизельном автомобиле, засуньте нос в выхлопную трубу. Отсутствие черных бляшек на лицах тех, кто заинтересован в экспериментах, и кислый запах вместо вони сгоревшего дизельного топлива – вот преимущества сажевых фильтров. Как правило, на этом преимущества заканчиваются. Она не добавляет двигателю 100 л.с. (или 500 л.с.) и не удаляет его при свежести. Проблемы начинаются, когда фильтр оказывается забитым сажей. Но об этом мы поговорим позже. Во-первых, давайте рассмотрим, что это такое с технической точки зрения.
Перед нами сажевый фильтр Volkswagen Transporter T5. Кстати, T5 – один из лидеров по уровню обслуживания, которому нужно что-то делать с сажевым фильтром. Поэтому фильтр уже разобран и находится прямо перед вами. Для неподготовленного глаза это может выглядеть как проволочное железо. Отчасти это так, но давайте разберемся в его структуре.
Каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр объединены в одном корпусе. С самого начала видно, что каталитический нейтрализатор стоит первым на пути выхлопных газов, а сажевый фильтр – в баке большего диаметра. Но посмотрите: здесь есть трубы и кабели! Что это такое?
Отложите первый кабель в сторону. Это разъем датчика кислорода и не имеет никакого отношения к сажевому фильтру. Однако все остальное связано с фильтром. Один из разъемов – это разъем датчика температуры. Всего их два, один до и один после фильтра (они остаются в выхлопном отверстии за фильтром, и на фотографии нет связи). Еще две трубы относятся к датчику дифференциального давления. Как следует из названия, он измеряет не только давление, но и разницу давления до и после фильтра. В принципе, больше ничего интересного в фильтре нет. Но давайте посмотрим, как это работает.
Выхлопные газы проходят через каталитический нейтрализатор (в данной модели они проходят через каталитический нейтрализатор, но вместо каталитического нейтрализатора может присутствовать фильтр) к фильтру. Сам сажевый фильтр состоит из ряда криптоблиндовых перфорированных газовых каналов. При прохождении через эти каналы несгоревшие частицы углерода оседают на стенках. Роль фильтра заключается в улавливании этих частиц сажи. Но зачем нужны датчики температуры и перепада давления? Эти устройства контролируют состояние фильтра. Температура и разница давления между входом и выходом фильтра сохраняются в блоке управления. Например, если температура на входе слишком высокая, а на выходе слишком низкая, ЭБУ “знает”, что есть проблема с фильтром. То же самое относится и к давлению. Если он слишком высок на входе и слишком низок на выходе, фильтр будет засоряться. Фильтры, забитые сажей, затрудняют прохождение газа в двигателе при нормальной работе. Опять же, ситуация должна быть исправлена. Нельзя обойти вниманием и следующую проблему. Регенерация сажевого фильтра.
Что такое регенерация?
Регенерация – это процесс самоочистки фильтра. Он выполняется различными способами, в зависимости от типа фильтра, с использованием алгоритма активации регенерации.
Существует два типа сажевых фильтров: DPF (как в оригинальном Transporter, обычно устанавливаемом на немецкие автомобили) и FAP (разработанный PSA для Peugeot и Citroen и устанавливаемый на Ford, Volvo и другие марки). Различия между DPF и FAP незначительны.
Давайте рассмотрим, как регенерировать фильтр DPF.
Метод самоочистки прост. Любые отложения в каналах фильтра сжигаются. Для этого используется топливо, которое дополнительно подается через форсунку двигателя или другую специальную форсунку. При температурах 600-800°C сажа в фильтре сгорает (но не всегда). FAP зависит от наличия специальной жидкости, которая отправляется в отдельный резервуар. Эта жидкость называется Eolys и действует как катализатор для снижения температуры горения сажи. В этой системе регенерация происходит при температуре 400-450°C.
Регенерация может быть как спонтанной, так и принудительной. В первом случае он активируется ЭБУ на основании показаний датчиков температуры и перепада давления. Кроме того, блок управления может быть оснащен датчиком расхода топлива, который может инициировать регенерацию, когда количество сожженного топлива достигает количества, заданного ЭБУ. Это все добровольная регенерация. Как следует из названия, очистку фильтра приходится инициировать вручную. На заправочной станции.
В зависимости от производителя автомобиля и условий его эксплуатации, регенерация обычно проводится каждые 1 500-5 000 км. При более частых запусках фильтр готов. Процесс не гарантирует, что разница между температурой и давлением находится в пределах нормы. Предположительно, отложения в фильтре достигли такой степени, что сгорание уже невозможно.
Службы неохотно активируют принудительную регенерацию. Во-первых, это может быть просто опасно. Температура значительно повысится, поэтому автомобиль необходимо держать вдали от легковоспламеняющихся и горючих веществ. Во-вторых, если теория спонтанной генерации не работает, принудительная регенерация может ничего не дать.
Однако ЭБУ не всегда может инициировать регенерацию. Этот процесс требует определенных условий. Чтобы ехать по прямой с относительно постоянной высокой скоростью, требуется довольно много времени. При движении в городе таких условий может просто не быть. Также настоятельно не рекомендуется останавливать воспроизведение после его начала. Это серьезное неудобство. Вы приходите на работу – а Ренессанс работает. Вы сидите и ждете 10-15 минут или вообще пользуетесь автомагистралью. Если вы резко остановите двигатель, регенерация не будет завершена. Таким образом, после очередного запуска и прогрева происходит несколько запросов, пока процесс не завершится правильно. А это расход топлива, который до трех-четырех раз выше на холостом ходу или при интенсивном движении. Это означает повышение уровня масла. Все, начиная от фланца компрессионного масла и заканчивая взрывом. И постоянное снижение смазывающей способности масла. В серьезных случаях, если регенерация не работает и процесс регенерации не завершен, возникает ошибка превышения регенерации или “регенерация невозможна, требуется принудительная регенерация”. Ια подобная ошибка – варьируется от марки к марке.
Это, пожалуй, все, что вам нужно знать о Ренессансе. Давайте перейдем к следующему вопросу: почему сажевые фильтры выходят из строя?
Что влияет на срок службы сажевого фильтра?
Очевидно, что избыток сажи в выхлопных газах быстро “убьет” фильтр. Существует только две причины образования сажи. Избыток топлива и недостаточное количество воздуха. Первый случай может возникнуть при неисправности в топливной системе. Например, негерметичный инжектор.
Одышка также может быть вызвана домовладельцами. Эксперт вспомнил случай, когда в автомобиле был засорен воздушный фильтр, и он уже начал скатываться в дыхательные пути. Я не знаю, как вы ненавидите свою машину, но, в конце концов, такое случается.
Утечки воздуха в наддуве или неисправность турбонаддува могут вызвать нехватку воздуха.
И, конечно, качество топлива может влиять на дым.
Однако, даже если с двигателем нет никаких проблем, фильтр со временем будет поврежден из-за физического износа (серьезные засоры при больших километрах пробега). Короткие зимние поездки из дома на работу или в магазин также могут сократить срок службы автомобиля, даже если владелец заботится о нем. Двигатель не прогревается и регенерация не запускается. И фильтр постепенно забивается сажей. В связи с этим возникает вопрос: что делать?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Существует несколько способов решения этой проблемы, только один из которых является подходящим решением.
- Первый способ – заменить фильтр на новый. Хорошо. Один только оригинальный фильтр может стоить до 100 000 рублей. Таким образом, выход хорош, но только для зятя Рокфеллера. Или для зятя Рокфеллера. В конце концов, не все для нас.
- Второй способ – установка контрагента. Это одно из самых неудачных решений проблемы. Дело в том, что оригинальные фильтры почему-то стоят дорого, а поскольку они изготовлены из драгоценных металлов, их никак нельзя назвать дешевыми. Эти аналоговые или универсальные фильтры не только бесполезны, но и опасны. Помните эпоху Возрождения? Ну, не все могут пережить операцию, и было несколько случаев, когда из-за пожаров пришлось отказаться от идеи замены фильтров на какую-то сомнительную ерунду. Кстати, некоторые могут предложить вместо снятого фильтра положить в контейнер опилки – то же самое, что и фильтр, но, говорят, это будет дешевле. Она также относится к “сомнительной чепухе”. Такие импровизированные фильтры не гарантируют, что показания датчиков фильтра находятся в допустимых пределах, и ошибки появляются снова и снова. И пытаясь возродиться, лучше не представлять, что может произойти с такой начинкой и остальным выходом.
- Наконец, третий вариант – это физическое удаление сажевого фильтра из системы путем его программного удаления. Это лучший способ полностью устранить проблему. Смертельных последствий не бывает, а кислый запах выхлопных газов может исчезнуть. Однако это не такая уж ужасная идея.
Как удалить фильтр?
Поэтому, прежде всего, его снимают с автомобиля. В нашем случае он уже создан, и фильтр готов выдержать все последующие процессы. В частности, он не выживает, потому что его необходимо извлечь из контейнера.
Для этого контейнер разрезается болторезами. Теперь с одной стороны находится бесконтактный каталитический нейтрализатор, а с другой – сам фильтр. Последний может быть удален двумя способами: можно либо полностью отжать его, либо удалять понемногу. Здесь вы можете увидеть второй метод во всей его красе.
Посмотрите на экспортированный экстракт. По цвету понятно, что он сначала блокируется: к началу выпуска он уже почти черный. Но сажа, которую можно собрать пальцами как с внутренней поверхности самого контейнера, так и с поверхности фильтра, рассказывает ту же историю.
Пустой контейнер был сварен. Это можно сделать с помощью сварки аргоном, которая обычно выполняется “полуавтоматически”. Первый способ подходит для состоятельных парикмахеров, так как он долгий и дорогой, но швы получаются красивыми. Здесь, однако, нет необходимости сваривать только грубой “полуавтоматической” сваркой. Главное – обработать швы антикоррозийным средством.
Теперь контейнер собран. Некоторые предпочитают ставить вместо них водосточные трубы – как говорят, пустые емкости издают неприятный шум. Фактически, конструкция дизельного двигателя не изменяет звук работы и не увеличивает его громкость. Конечно, если клиент хочет именно этого, то почему бы и нет?
Осталось только расставить контейнеры и… Все, что вам нужно сделать, – это составить план.
Как мы помним, существует набор датчиков, которые контролируют работу фильтра. Если фильтр физически удалить, показания изменятся и могут возникнуть ошибки ЭБУ. Например, если нет разницы температуры или давления между входом и выходом, ЭБУ будет сомневаться в правильности работы датчика или фильтра. Затем ошибка повторится, что может привести к тревоге.
И не забывайте о регенерации. Даже если ЭБУ не производит запуск на основе показаний датчиков, вполне возможен запуск на основе используемого топлива. После такой “регенерации” пустого контейнера ЭБУ может запускать его неограниченное количество раз, так как на дисплее ничего не меняется. В конце концов, это в лучшем случае снова приведет к ошибке. В худшем случае розетка будет “запекаться” при высоких температурах, что не очень хорошо и даже опасно. Наконец, помните, что регенерация требует дополнительного топлива. Самым простым следствием этого является гораздо больший расход топлива. Однако лучше вообще не сталкиваться с серьезными последствиями. Это происходит, когда топливо начинает попадать в масло и его концентрация в картере становится настолько высокой, что масло перестает быть маслом, а становится пригодным топливом для дизельных двигателей. Как вы знаете, дизельные двигатели не нуждаются в искре для зажигания. Поэтому, если двигатель запускается со смесью масла и топлива из картера, зажигание не может быть выключено для остановки двигателя. После этого двигатель начинает работать “вхолостую”. Это ужасное зрелище, а для двигателя такая операция обычно сама заканчивается повреждением.
Обратите внимание, однако, что основной причиной повреждения является не удаление сажевого фильтра, а именно его неисправность. Это приводит к повышению уровня масла из-за частых операций регенерации. Дезинтеграция также может происходить при использовании несъемных фильтров. Однако это вопрос для другого обсуждения. Пока скажем лишь, что такие последствия возможны при неправильном выполнении работы, а уровень масла снижает риск. Если он выше нормы – это повод для беспокойства и лучше вообще не запускать двигатель.
Это означает, что фильтр должен быть отсоединен от программы. Это лучше всего делать, когда вы можете его выключить. Если у вас нет выключателя, есть другие методы, о которых мы вам не скажем – это коммерческая тайна.
Также необходимо устранить ошибки сажевого фильтра, не затрагивая всю диагностическую систему. Какой-то не самый лучший “эксперт” срывает всю диагностику, и тогда владелец автомобиля едет на другую АЗС. Там невинный обслуживающий персонал танцует вокруг машины с бубнами.
Альтернативный вывод.
Как вы уже знаете, удаление сажевого фильтра – единственный действительно приемлемый способ избавиться от проблемы с этим устройством. И хотя, с одной стороны, это не так сложно, с другой стороны, цена ошибки может быть очень высокой.
И уж точно его удаление обойдется дешевле, чем установка нового фильтра (не надо говорить о пропорциях, об этом уже говорилось выше). Конечно, трудно хорошо работать с тремя девушками, поэтому выбирайте услуги тщательно. Чтобы сделать это безболезненно для вас …
Еще один замечательный бонус: необходимо использовать специальное масло для двигателей с сажевыми фильтрами, которое называется “для двигателей с сажевыми фильтрами”. Это значительно дороже, чем обычное масло. Однако после удаления можно использовать обычное масло.
Благодарим вас за помощь в подготовке этой статьи. Лаборатория “Скорости”, Санкт-Петербург, ул. Кимикова, 2, (812) 385-50-82.